«Мертвому припарка». Кого спасет новый антикризисный пакет мер?

1 413 874
54

На днях Кабмин анонсировал новый антикризисный пакет мер поддержки бизнеса после коронавирусных ограничений. Эксперты пафосно заявили о «дороговизне» анонсируемых мер, оценив их в сумму 150–200 млрд рублей. Но станет ли это для кого-нибудь спасением, и кому реально помогли предыдущие меры поддержки?

Новые старые меры поддержки

Новый антикризисный пакет по замыслу кабинета министров направлен, прежде всего, на сохранение занятости, но по своей сути повторяет те меры поддержки, которые уже были применены в прошлом году.

В частности, обсуждается пять видов поддержки:

  • перезапуск программы кредитования бизнеса на выплату зарплат по нулевой ставке,
  • снижение стоимости льготных кредитов для малого и среднего бизнеса,
  • списание задолженности по налогам и страховым взносам;
  • фиксация кадастровой стоимости офисов, торговых объектов, точек общепита и бытового обслуживания на уровне прошлого года;
  • переходный налоговый режим для компаний, которые уже не могут пользоваться патентом и «упрощенкой», но могут пока безболезненно перейти на общую систему налогообложения.

Все эти меры поручено дополнительно проработать и просчитать Минэку, Минфину и ФНС совместно с ЦБ и Корпорацией МСП. Задача должна быть выполнена до 1 марта 2021 года.

Были ли эффективны предыдущие меры поддержки?

«Правительство оказало в 2020 году поддержку малому и среднему бизнесу на сумму около 600 млрд рублей», - с гордостью сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.

Но если рассчитать, сколько это будет в процентах к ВВП, который в 2020 году по данным Росстата составил 106,607 трлн руб., то путем нехитрых вычислений получаем, что меры поддержки малого и среднего бизнеса в 2020 году составили всего каких то 0,56% ВВП. В сравнении, например, с Германией, которая выделила на борьбу с коронавирусом сумму, превышающую треть своего ВВП, а так же с США, где на эти цели выделили 12,4% ВВП, антикризисный пакет правительства России выглядит, мягко сказать, совсем скромно. Поэтому и эффекта от таких мер в итоге получилось так же ноль целых ноль десятых процента.

Я сама работаю с малым бизнесом, в основном с мелкими производителями. Кроме этого у меня много знакомых, занимающихся бизнесом. Поэтому я не понаслышке знаю и вижу, как "помогло" наше государство таким предприятиям.

Из всех моих знакомых ни одно предприятие или предприниматель не получил никакой помощи во время коронавирусных ограничений.

Все дело в том, что меры поддержки государства касались довольно узкого круга предприятий (нескольких видов ОКВЭД). Многие предприниматели, порой занимаясь видами деятельности, которые вроде и подходили под те, которым оказывались меры поддержки, не попали в это список лишь по причине несоответствия их ОКВЭД по основному виду деятельности. Некоторые, самые шустрые, успели поменять ОКВЭД, чтобы получить поддержку. Об этом писали СМИ. А многих эти меры поддержки вообще никак не коснулись, в частности производителей. И это, несмотря на то, что такие предприятия в реальности совсем не меньше сферы услуг, туризма и всех тех, кому по закону оказывалась помощь, пострадали от пандемии. Эти предприятия так же закрывались на карантин, у них резко сократились продажи, и при всем при этом они были вынуждены выплачивать зарплаты сидящим на карантине работникам из своего кармана, а так же вовремя оплачивать налоги государству. Поэтому многие не выдержали и закрылись.

Ничего хорошего не могу сказать и насчет еще одного вида поддержки - программы кредитования бизнеса «ФОТ 2.0», которая предусматривала кредиты на возобновление деятельности под 2%, который можно было не возвращать, если соблюсти все условия. Я сама лично занималась этим вопросом, помогая группе предпринимателей получить такого рода поддержку. По запросу Сбербанка для получения такого кредита нами был собран целый ворох документов. Месяца два нас кормили обещаниями, и в итоге всем заявителям было отказано без объяснения причин, хотя все условия для получения такого рода поддержки согласно законодательству были соблюдены. Для кого были предусмотрена эта государственная программа, лично для меня до сих пор остается загадкой. Видимо для тех, кто особо приближен к государству, но точно не для простых предпринимателей.

В результате таких «мер поддержки» государства среди всех моих знакомых в кризисном 2020 году примерно каждый третий прекратил свою деятельность. В масштабах всей страны цифры тоже неутешительные.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) в 2020 году на фоне пандемии и экономических шоков деятельность прекратили 1,54 млн юрлиц, ИП и фермерских хозяйств, что составляет примерно пятую часть действующих бизнесов в РФ.

"Мертвому припарка"

Как видим, кабинет министров, анонсируя новые меры поддержки, не предложил нам ничего нового. Мы видим те же меры, которые уже применялись и не принесли никакого результата. Логично предположить, что такие меры вряд ли принесут какие-то положительные результаты и в будущем.

«Если мы говорим о том, кого нужно поддерживать, а давайте попробуем поддержать наших сограждан, хот бы какими-то мерами. 2% кредита — это, конечно, классно, но это как из того разряда, что все сдохли, а вот теперь мы им выдадим кредит. Это не мера поддержки, это мера издевательства над почти сдохнувшей экономикой», - говорит экономист Дмитрий Потапенко.

Но анонсированные меры поддержки не случайно совпадают с началом новой избирательной компании. Ведь разговоры об улучшении жизни россиян и поддержке бизнеса являются в нашей стране мощным оружьем предвыборной гонки. Поэтому озвученная сумма в 200 млрд рублей на помощь бизнесу, которая на первый взгляд выглядит красиво и внушительно, больше смахивает на пиар, нежели на реальную помощь почти умершему российскому бизнесу.

19 февраля 2021 Источник: www.9111.ru
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
19 февраля 2021
1 413 874
54
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)